Человек всегда был окружен двумя
мирами: животных и растений. Они
казались ему магическими, с ними
он связывал множество всевозмож
ных верований. Животным называют
любое живое существо, «наделенное
душой», дыханием. Аналогия меж
ду понятиями «душа» и «животное»
существует, по-видимому, не одну
тысячу лет и происходит от древ
них верований в возможность пе
ревоплощения человеческой души,
или духа, в тело животного. Есть все
основания предполагать, что вера
в переселение человеческих душ в
тела животных предшествовала вере
в последовательные реинкарнации в
тела мужчин или женщин.
Для наших предков мысль, что дух
человека может обитать в теле свя
щенного или обожествленного жи
вотного, например льва или орла,
поддерживала веру в бессмертие
души и тех качеств, которые приоб
рела эта душа за время пребывания в
нашей жизни. Таким образом ее об
ладатель навечно становился орлом
или львом, таким же величествен
ным, каким был в своей человече
ской жизни. Несомненно, именно
из этих верований родились теории
реинкарнации и метемпсихоза. Так
же воина или вождя племени, еще
при его жизни, часто сравнивали с
каким-нибудь животным, которое
постепенно становилось его симво
лом, фетишем или тотемом. Суще
ствовали обряды посвящения, в ходе
которых человеку нередко являлось
видение его животного-тотема.
Почти во всем мире есть множе
ство легенд о существах, приоб
ретших способность превращаться
в то или иное животное. Француз
ский писатель Жак Лакарьер в кни
ге «Пыль мира» пишет: «Принять вид
газели или тигра, голубки или соко
ла - это нечто большее, чем прояв
ление каприза или даже неудовлет
воренности. Это особо зрелищное
выражение и выставление напоказ
своей внутренней белизны или чер
ноты, своей тоски по недостающим
инкарнациям. В те времена (XI век)
спросить у старшего суфия (суфия
ми называли членов аскетической
секты мусульманских мистиков), ка
кому животному он отдает предпо
чтение, означало сильно рисковать
или серьезно пострадать. Вместо
того чтобы просто ответить, как это
сделали бы мы, тот мог на наших гла
зах принять облик животного! А это
уже не шутки. Выбрать облик голу
бя означает выбрать путь невинно
сти, стать голубем мира. Сокол - это
выбор пути хищной птицы, жестоко
го существа».
Таким образом, разнообразие жи
вотного мира всегда было для чело
века отображением великих матери
альных и духовных космических сил
природы. В нем он всегда мог най
ти живой символический образ по
своему вкусу и отождествить себя
с ним. Соответственно животному,
чей образ он выбрал (или по образу
которого был избран), этот человек
развивался или деградировал в гла
зах своего сообщества. Но всегда и
неизменно общие свойства челове
ка и этого животного оставались на
виду, очевидными для всех. А раз
ве сегодня не склонны мы замечать
и подчеркивать определенные фи
зические или психические свойства
людей, живо напоминающие поведе
ние известных нам животных?
Животный мир фигурирует во мно
гих народных поговорках и сравне
ниях. С волками жить - по-волчьи
выть, прятать голову в песок, упря
мый, как осел, хитрая лиса, болтли
вая сорока, сорока-воровка, красу
ется, как павлин, индюк надутый,
черный, как ворон, глаза газели, кро
кодиловы слезы и т.п.
лист 6
мирами: животных и растений. Они
казались ему магическими, с ними
он связывал множество всевозмож
ных верований. Животным называют
любое живое существо, «наделенное
душой», дыханием. Аналогия меж
ду понятиями «душа» и «животное»
существует, по-видимому, не одну
тысячу лет и происходит от древ
них верований в возможность пе
ревоплощения человеческой души,
или духа, в тело животного. Есть все
основания предполагать, что вера
в переселение человеческих душ в
тела животных предшествовала вере
в последовательные реинкарнации в
тела мужчин или женщин.
Для наших предков мысль, что дух
человека может обитать в теле свя
щенного или обожествленного жи
вотного, например льва или орла,
поддерживала веру в бессмертие
души и тех качеств, которые приоб
рела эта душа за время пребывания в
нашей жизни. Таким образом ее об
ладатель навечно становился орлом
или львом, таким же величествен
ным, каким был в своей человече
ской жизни. Несомненно, именно
из этих верований родились теории
реинкарнации и метемпсихоза. Так
же воина или вождя племени, еще
при его жизни, часто сравнивали с
каким-нибудь животным, которое
постепенно становилось его симво
лом, фетишем или тотемом. Суще
ствовали обряды посвящения, в ходе
которых человеку нередко являлось
видение его животного-тотема.
Почти во всем мире есть множе
ство легенд о существах, приоб
ретших способность превращаться
в то или иное животное. Француз
ский писатель Жак Лакарьер в кни
ге «Пыль мира» пишет: «Принять вид
газели или тигра, голубки или соко
ла - это нечто большее, чем прояв
ление каприза или даже неудовлет
воренности. Это особо зрелищное
выражение и выставление напоказ
своей внутренней белизны или чер
ноты, своей тоски по недостающим
инкарнациям. В те времена (XI век)
спросить у старшего суфия (суфия
ми называли членов аскетической
секты мусульманских мистиков), ка
кому животному он отдает предпо
чтение, означало сильно рисковать
или серьезно пострадать. Вместо
того чтобы просто ответить, как это
сделали бы мы, тот мог на наших гла
зах принять облик животного! А это
уже не шутки. Выбрать облик голу
бя означает выбрать путь невинно
сти, стать голубем мира. Сокол - это
выбор пути хищной птицы, жестоко
го существа».
Таким образом, разнообразие жи
вотного мира всегда было для чело
века отображением великих матери
альных и духовных космических сил
природы. В нем он всегда мог най
ти живой символический образ по
своему вкусу и отождествить себя
с ним. Соответственно животному,
чей образ он выбрал (или по образу
которого был избран), этот человек
развивался или деградировал в гла
зах своего сообщества. Но всегда и
неизменно общие свойства челове
ка и этого животного оставались на
виду, очевидными для всех. А раз
ве сегодня не склонны мы замечать
и подчеркивать определенные фи
зические или психические свойства
людей, живо напоминающие поведе
ние известных нам животных?
Животный мир фигурирует во мно
гих народных поговорках и сравне
ниях. С волками жить - по-волчьи
выть, прятать голову в песок, упря
мый, как осел, хитрая лиса, болтли
вая сорока, сорока-воровка, красу
ется, как павлин, индюк надутый,
черный, как ворон, глаза газели, кро
кодиловы слезы и т.п.
лист 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий