суббота, 4 февраля 2012 г.

Животные

Человек  всегда  был  окружен  двумя
мирами:  животных  и  растений.  Они
казались  ему  магическими,  с  ними
он  связывал  множество  всевозмож­
ных верований. Животным называют
любое живое существо, «наделенное
душой»,  дыханием.  Аналогия  меж­
ду  понятиями  «душа»  и  «животное»
существует,  по-видимому,  не  одну
тысячу  лет  и  происходит  от  древ­
них  верований  в  возможность  пе­
ревоплощения  человеческой  души,
или духа, в тело животного. Есть все
основания  предполагать,  что  вера
в  переселение  человеческих  душ  в
тела животных предшествовала вере
в последовательные реинкарнации в
тела мужчин или женщин.
Для  наших  предков  мысль,  что  дух
человека  может обитать в теле свя­
щенного  или  обожествленного  жи­
вотного,  например  льва  или  орла,
поддерживала  веру  в  бессмертие
души и тех качеств, которые приоб­
рела эта душа за время пребывания в
нашей жизни. Таким образом ее об­
ладатель навечно становился орлом
или  львом,  таким  же  величествен­
ным,  каким  был  в  своей  человече­
ской  жизни.  Несомненно,  именно
из этих верований родились теории
реинкарнации  и  метемпсихоза.  Так
же  воина  или  вождя  племени,  еще
при  его  жизни,  часто  сравнивали  с
каким-нибудь  животным,  которое
постепенно становилось его симво­
лом,  фетишем  или  тотемом.  Суще­
ствовали обряды посвящения, в ходе
которых человеку нередко являлось
видение его животного-тотема.
Почти  во  всем  мире  есть  множе­
ство  легенд  о  существах,  приоб­
ретших  способность  превращаться
в  то  или  иное  животное.  Француз­
ский  писатель Жак Лакарьер  в кни­
ге «Пыль мира» пишет: «Принять вид
газели или тигра, голубки или соко­
ла - это нечто большее, чем  прояв­
ление  каприза  или  даже неудовлет­
воренности.  Это  особо  зрелищное
выражение  и  выставление  напоказ
своей внутренней белизны или чер­
ноты,  своей тоски  по недостающим
инкарнациям.  В  те  времена  (XI  век)
спросить  у  старшего  суфия  (суфия­
ми  называли  членов  аскетической
секты  мусульманских  мистиков),  ка­
кому животному он  отдает  предпо­
чтение,  означало  сильно  рисковать
или  серьезно  пострадать.  Вместо
того чтобы просто ответить, как это
сделали бы мы, тот мог на наших гла­
зах принять облик животного! А это
уже  не  шутки.  Выбрать облик  голу­
бя  означает  выбрать  путь  невинно­
сти, стать голубем мира. Сокол - это
выбор пути хищной птицы, жестоко­
го существа».
Таким  образом,  разнообразие  жи­
вотного мира всегда было для чело­
века отображением великих матери­
альных и духовных космических сил
природы.  В  нем  он  всегда  мог  най­
ти  живой  символический  образ  по
своему  вкусу  и  отождествить  себя
с  ним.  Соответственно  животному,
чей образ он выбрал (или по образу
которого был  избран), этот человек
развивался  или деградировал  в гла­
зах своего сообщества.  Но  всегда  и
неизменно общие свойства челове­
ка  и этого животного оставались на
виду,  очевидными  для  всех.  А  раз­
ве сегодня  не склонны  мы  замечать
и  подчеркивать  определенные  фи­
зические или  психические свойства
людей, живо напоминающие поведе­
ние известных нам животных?
Животный  мир  фигурирует  во  мно­
гих  народных  поговорках  и  сравне­
ниях.  С  волками  жить  -  по-волчьи
выть,  прятать  голову в  песок, упря­
мый,  как осел, хитрая лиса, болтли­
вая  сорока,  сорока-воровка,  красу­
ется,  как  павлин,  индюк  надутый,
черный, как ворон, глаза газели, кро­
кодиловы слезы и т.п.
лист 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий