Окружность - это квадрат. Что за
странное утверждение? Тем не менее
говорить об этой универсальной сим
волической фигуре и не вспомнить
о квадратуре круга невозможно. Как
и о том, что в рамках геометрии она
не решается: нельзя без вычислений
построить квадрат, площадь которо
го в точности была бы равна площа
ди круга. «Это квадратура круга» - так
говорят, когда считают проблему не
разрешимой.
ОКРУЖНОСТЬ
Для человека античных времен сим
волом неба была окружность, а Зем
ли - квадрат. Небо, таким об
разом, мыслилось как жен
ская сущность, а Земля - муж
ская. Сегодня мы бы сравни
ли скорее наоборот, но тогда
нашим предкам представля
лась более логичной такая ге
ометрия, когда квадрат Земли
вписан в окружность, или сфе
ру Неба. Но никак не наобо
рот. Действительно, им про
ще было вообразить, что их
страны - это плоскость, под
вешенная внутри огромной
сферы, образованной небом
вверху и небом внизу. Этому
представлению хорошо соот
ветствовало чередование дня
и ночи, ритмы движения не
бесных светил, то поднимав
шихся вверх, то спускавших
ся за горизонт. Таким образом,
символ окружности был очень
емким, поскольку охватывал
весь мир и его движение.
Проведя линию через точ
ки, в которых весь год день за днем
восходило Солнце, и другую - через
точки, где оно заходило за горизонт,
древние построили точные границы
своих стран, и всего мира. С тех пор
этот мир был очерчен линиями, за
пределами которых находилась пу
стота, ничто, конец света.
Понятно теперь, как и почему окруж
ность уже давно стала играть защит
ную, магическую и сакральную роль.
Действительно, быть внутри означа
ло быть в этом мире, жить. Вне не
бесной окружности, за пределами
квадрата Земли начиналось неведо
мое. Оттуда можно было свалиться в
нижнее небо, где, как обычно счита
лось, находится Царство мертвых.
Конечно, это слишком упрощен
ное объяснение. Но как бы там ни
было, нам теперь понятно, почему,
независимо от цивилизации и куль
туры, окружность всегда связана с
представлением о Небе, как сущно
сти женской природы, а квадрат - с
представлением о Земле, мужского
рода.
ЦЕНТР
Итак, квадратная Земля находи
лась внутри небесной окруж
ности, и их центр был общим.
Ибо понятие окружности всегда
предполагает наличие центра.
Пытаясь понять символический
смысл центра, попробуем рас
суждать как наши древние пред
ки, принимая неизбежную фи
зическую логику: если есть ко
лесо, то есть и ось. Как же еще
они могли представить круговое
движение, если не относитель
но зафиксированной точки, во
круг которой вращаются все ви
димые объекты и они сами?
Главе клана или племени толь
ко и оставалось, что поместить
себя в центре.
Дальше - больше. Весь наш мир
должен размещаться не где-
нибудь, а только в центре все
ленной, в изначальной и конеч
ной точке сходимости всех эле
ментов и всех явлений природы,
ведь небо круглое! В продолже
ние тысячелетий люди были уверены
в этом.
Еще в большей мере, чем окружность,
центр стал символом совершенства,
абсолюта и единства, но теперь уже
единства вновь обретенного. «Не
удивляйся, когда мы говорим, что это
находится в тебе; пойми, что ты - тоже
мир, хоть и маленький, и что в тебе
есть Солнце, есть Луна, есть звезды.
Пойми, что в тебе есть все то, что есть
в мире», - провозглашал во II веке в
своих проповедях Ориген, отец грече
ской Церкви (Левит, Проповеди, V, 2).
КОЛЕСО
Может показаться, что именно на
этом интеллектуальном пути чело
век сделал открытие, которому суж
дено было перевернуть всю его об
щественную жизнь и нравы, - коле
со. Но можно ли в самом деле назвать
это открытием? Это было просто
удачное практическое, утилитарное
применение давно известного сим
вола окружности: центр стал осью -
и обод завертелся! И все с тех пор за
вертелось уже не вокруг центра, а во
круг оси; ось мира - вот что приводит
Солнце, Луну, планеты и звезды в кру
говое движение вокруг Земли. Небес
ный круг - это теперь не какое-то глу
пое колесо, невесть как и почему вра
щающееся в пустоте, теперь есть ось
и есть мир вокруг нее.
Да, но откуда взялось это колесо,
и кто вращает его вокруг оси? Пона
добились разум и рука человека, что
бы создать колесо, и некий толчок,
чтобы это колесо завертелось. Точ
но так же и небесное колесо долж
но было получить толчок - но это
уже могли быть только божественный
разум и божественная рука. Будди
сты, например, дали Будде еще одно
имя - Шаквати - «тот, кто вращает ко
лесо». Конечно, колесо Солнца дви
жется от руки какого-то всемогущего
бога. По мере прохождения Солнца по
небесному круговому пути, начертан
ному божественной рукой, чередуют
ся день и ночь. На начертанном ею же
пути вокруг квадратной Земли чере
дуются жизнь и смерть. Таков великий
закон Колеса Жизни, или Магическо
го Колеса, оно же - египетское Колесо
Гадания, Колесо Возрождения, Колесо
Закона (дхармачакра) у буддистов.
Жить, умереть, снова родиться, если
не здесь, то в каком-то ином мире, -
таков великий принцип и нашего
Колеса Фортуны, колеса судьбы-
удачи, чьи лучи так напоминают лучи
Солнца.
странное утверждение? Тем не менее
говорить об этой универсальной сим
волической фигуре и не вспомнить
о квадратуре круга невозможно. Как
и о том, что в рамках геометрии она
не решается: нельзя без вычислений
построить квадрат, площадь которо
го в точности была бы равна площа
ди круга. «Это квадратура круга» - так
говорят, когда считают проблему не
разрешимой.
ОКРУЖНОСТЬ
Для человека античных времен сим
волом неба была окружность, а Зем
ли - квадрат. Небо, таким об
разом, мыслилось как жен
ская сущность, а Земля - муж
ская. Сегодня мы бы сравни
ли скорее наоборот, но тогда
нашим предкам представля
лась более логичной такая ге
ометрия, когда квадрат Земли
вписан в окружность, или сфе
ру Неба. Но никак не наобо
рот. Действительно, им про
ще было вообразить, что их
страны - это плоскость, под
вешенная внутри огромной
сферы, образованной небом
вверху и небом внизу. Этому
представлению хорошо соот
ветствовало чередование дня
и ночи, ритмы движения не
бесных светил, то поднимав
шихся вверх, то спускавших
ся за горизонт. Таким образом,
символ окружности был очень
емким, поскольку охватывал
весь мир и его движение.
Проведя линию через точ
ки, в которых весь год день за днем
восходило Солнце, и другую - через
точки, где оно заходило за горизонт,
древние построили точные границы
своих стран, и всего мира. С тех пор
этот мир был очерчен линиями, за
пределами которых находилась пу
стота, ничто, конец света.
Понятно теперь, как и почему окруж
ность уже давно стала играть защит
ную, магическую и сакральную роль.
Действительно, быть внутри означа
ло быть в этом мире, жить. Вне не
бесной окружности, за пределами
квадрата Земли начиналось неведо
мое. Оттуда можно было свалиться в
нижнее небо, где, как обычно счита
лось, находится Царство мертвых.
Конечно, это слишком упрощен
ное объяснение. Но как бы там ни
было, нам теперь понятно, почему,
независимо от цивилизации и куль
туры, окружность всегда связана с
представлением о Небе, как сущно
сти женской природы, а квадрат - с
представлением о Земле, мужского
рода.
ЦЕНТР
Итак, квадратная Земля находи
лась внутри небесной окруж
ности, и их центр был общим.
Ибо понятие окружности всегда
предполагает наличие центра.
Пытаясь понять символический
смысл центра, попробуем рас
суждать как наши древние пред
ки, принимая неизбежную фи
зическую логику: если есть ко
лесо, то есть и ось. Как же еще
они могли представить круговое
движение, если не относитель
но зафиксированной точки, во
круг которой вращаются все ви
димые объекты и они сами?
Главе клана или племени толь
ко и оставалось, что поместить
себя в центре.
Дальше - больше. Весь наш мир
должен размещаться не где-
нибудь, а только в центре все
ленной, в изначальной и конеч
ной точке сходимости всех эле
ментов и всех явлений природы,
ведь небо круглое! В продолже
ние тысячелетий люди были уверены
в этом.
Еще в большей мере, чем окружность,
центр стал символом совершенства,
абсолюта и единства, но теперь уже
единства вновь обретенного. «Не
удивляйся, когда мы говорим, что это
находится в тебе; пойми, что ты - тоже
мир, хоть и маленький, и что в тебе
есть Солнце, есть Луна, есть звезды.
Пойми, что в тебе есть все то, что есть
в мире», - провозглашал во II веке в
своих проповедях Ориген, отец грече
ской Церкви (Левит, Проповеди, V, 2).
КОЛЕСО
Может показаться, что именно на
этом интеллектуальном пути чело
век сделал открытие, которому суж
дено было перевернуть всю его об
щественную жизнь и нравы, - коле
со. Но можно ли в самом деле назвать
это открытием? Это было просто
удачное практическое, утилитарное
применение давно известного сим
вола окружности: центр стал осью -
и обод завертелся! И все с тех пор за
вертелось уже не вокруг центра, а во
круг оси; ось мира - вот что приводит
Солнце, Луну, планеты и звезды в кру
говое движение вокруг Земли. Небес
ный круг - это теперь не какое-то глу
пое колесо, невесть как и почему вра
щающееся в пустоте, теперь есть ось
и есть мир вокруг нее.
Да, но откуда взялось это колесо,
и кто вращает его вокруг оси? Пона
добились разум и рука человека, что
бы создать колесо, и некий толчок,
чтобы это колесо завертелось. Точ
но так же и небесное колесо долж
но было получить толчок - но это
уже могли быть только божественный
разум и божественная рука. Будди
сты, например, дали Будде еще одно
имя - Шаквати - «тот, кто вращает ко
лесо». Конечно, колесо Солнца дви
жется от руки какого-то всемогущего
бога. По мере прохождения Солнца по
небесному круговому пути, начертан
ному божественной рукой, чередуют
ся день и ночь. На начертанном ею же
пути вокруг квадратной Земли чере
дуются жизнь и смерть. Таков великий
закон Колеса Жизни, или Магическо
го Колеса, оно же - египетское Колесо
Гадания, Колесо Возрождения, Колесо
Закона (дхармачакра) у буддистов.
Жить, умереть, снова родиться, если
не здесь, то в каком-то ином мире, -
таков великий принцип и нашего
Колеса Фортуны, колеса судьбы-
удачи, чьи лучи так напоминают лучи
Солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий